Татьяна Ким, сертифицированный налоговый консультант

(сертификат №8 от 05.03.2003г.), к.э.н.

 

В результате пандемии коронавируса и введения чрезвычайного положения (далее - ЧП) как одной из мер по его нераспространению экономика Кыргызстана понесла значительный ущерб, в некоторых случаях невосполнимый как для бюджета, так и для субъектов предпринимательства.

За небольшим исключением большинство секторов экономики находится в состоянии выживания, подавляющая часть населения страны лишилась финансовых резервов, а те, у кого они остались, стараются сберечь остатки этих резервов в предвидении второй волны пандемии и надвигающегося мирового экономического кризиса. Потребительский рынок практически полностью истощен.

В результате на всех рынках республики, за исключением фармацевтического и, отчасти, продовольственного, наблюдается частичное или значительное падение потребления, экономика втягивается в стагнационную спираль, целый ряд представителей малого и среднего бизнеса не просто выживает, но находится на грани банкротства.

Без принятия чрезвычайных мер имеется реальная опасность получить все более увеличивающееся неуправляемое падение экономики и обнищание населения.

К сожалению, меры по поддержке предпринимательства, принятые правительством, носят чисто технический характер.

Рассмотрим, что же, по большому счету, было сделано:

  1. установлена отсрочка сроков подачи отчетов и уплаты налогов, что, на самом деле, в принципе не является льготами, а только технически учитывает обстоятельства, связанные с карантином и невозможностью бухгалтеров посетить вовремя банк и налоговую службу;
  2. принят закон о реструктуризации задолженности по налогам, страховым взносам и таможенным платежам. Фактически данный закон, за отдельными исключениями, поощрил и предоставил льготы субъектам, которые либо уклонялись от налогообложения в прежние периоды, либо бизнес которых был неуспешен, и у которых отсутствовали средства на уплату налогов. Никакого отношения к добросовестному бизнесу, который в период пандемии платил сотрудникам заработную плату и обеспечил их выживание, данный закон не имеет;
  3. было выпущено распоряжение правительства, которым рекомендовалось коммерческим банкам отсрочить выплату процентов. Данная мера, безусловно, поддержала банковский сектор, но для субъектов бизнеса и населения просто увеличила на 20-30% кредитную ставку, под которую брался кредит, поскольку банки-то отсрочили даты выплаты процентов, но при этом начислили проценты за все месяцы отсрочки, в том числе и за месяцы, в которых деятельность бизнеса была приостановлена решением правительства;
  4. также правительство Кыргызской Республики (далее – КР) освободило от арендных платежей субъекты бизнеса, деятельность которых была приостановлена на период ЧП, а также рекомендовало органам местного самоуправления (далее – МСУ) принять аналогичное решение в отношении муниципального нежилого фонда, но, насколько известно, органы МСУ не последовали данной рекомендации, что увеличило непроизводительные затраты бизнеса в период пандемии.

Поэтому ключевой задачей руководства республики на настоящем этапе является принятие мер для запуска деловой активности в стране, сохранения хотя бы большей части существующего бизнеса, посредством придачи даже не столько финансового, сколько морального стимулирующего импульса для продолжения ведения бизнеса в КР.

Чтобы выйти из стагнационного падения, нужны не слабые формальные полумеры, относящиеся к отсрочкам платежей и подачи отчетов, а обеспечение мощного толчка для восстановления потребительского спроса, в том числе:

  1. обеспечение бизнеса дешевыми кредитами и грантами, для чего следует:
  • рассмотреть возможность срочного вовлечения дешевых донорских средств, а также вопрос использования на вышеназванные цели части финансовых резервов Национального банка Кыргызской Республики (далее – НБ КР);
  • снизить учетную ставку НБ КР до уровня, приближающегося к нулю;
  •  выработать меры, стимулирующие (понуждающие) коммерческие банки снизить маржу по кредитам до их себестоимости;
  1. запустить производственные и инфраструктурные проекты, имеющие максимальный мультипликативный эффект, в том числе ипотечное кредитование;
  2. разработать в оперативном порядке и запустить в республике проекты, повышающие уровень монетизации экономики, повысить доходы населения;
  3. снизить уровень непроизводительных государственных расходов.

  Предприниматели Кыргызстана как в период ЧП, так и в течение вспышки заболевания COVID -19 в июне-августе 2020 г. понесли значительные расходы, включая:

  • выплату заработной платы работникам;
  • выплату подоходного налога и страховых взносов по государственному социальному страхованию;
  • оказание благотворительной помощи медицинским учреждениям, медицинским работникам, населению;
  • организацию на безвозмездной основе работы обсерваций и медицинских стационаров.

Указанные выше расходы, понесенные субъектами предпринимательства, являются непроизводительными (фактически в течение периода в 5 месяцев и более), имеют социальную природу и являются вкладом субъектов предпринимательства в социальную стабильность в обществе и государстве, обеспечившим их сохранение.

При этом следует подчеркнуть, что в соответствии с нормами Налогового кодекса КР расходы, понесенные в период ЧП, не подлежат вычету как не связанные с получением дохода, а активы, которые аккумулировались бизнесом с участием других субъектов предпринимательства в целях, например, организации работы обсерваций или стационаров должны не только признаваться доходом, но и, если эти активы были получены не в денежной форме, то с них передающая сторона должна уплатить налог на добавленную стоимость (далее – НДС) на поставки.  

   Поэтому необходимо со стороны государства для хотя бы частичного возмещения непроизводительных затрат бизнеса:

  • признать поставки товаров, работ и услуг в целях борьбы с пандемией освобожденными от уплаты НДС;
  • признать понесённые благотворителем взносов/активов расходы на указанные цели необлагаемым доходом;
  • квалифицировать указанные расходы, понесённые бизнесом в период приостановления деятельности (введения ЧП), как уплаченную сумму налогов. При этом, учитывая интересы бюджета, прямой возврат из бюджета такой излишне уплаченной суммы налогов не должен предусматриваться, а сумма должна быть зачтена в счет уплаты налога в течение согласованного периода.

Для справки

  1. Согласно информации, размещенной на сайте оперативного штаба при правительстве КР по отслеживанию ситуации с коронавирусом, лишь от доноров в целях преодоления последствий пандемии было только денежными средствами получено 336,3 млн. долларов США, а планируется поступление еще 436, 8 млн. долларов США (в сумме порядка 55 млрд. сомов).
  2. Согласно отчетности по подоходному налогу в период ЧП субъектами предпринимательства, деятельность которых была приостановлена, сумма выплаченной зарплаты, уплаченного подоходного налога, страховых взносов составляет около 12 млрд. сомов. Еще не менее 500 млн. сомов было потрачено бизнесом на благотворительную помощь населению и медицинским учреждениям.

Статья журнала "Налоги и право№ №9 2020г.