Облако тегов  

   
   

Курс валют  

Курсы валют Кыргызстана по отношению к сому

   

Партнеры  

   

Что у нас со сбором за вывоз мусора?

Все самое актуальное от юридического агентства «Veritas»

(Журнал «Налоги и право» №6 2019г. )

Вопрос. Налоговые органы в последнее время требуют от налогоплательщиков представления отчетности и уплаты сбора за вывоз мусора по ставкам 2018 года, грозя начислением штрафов и пени. Действует ли постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений    «О порядке исчисления и уплаты сбора за вывоз мусора с территории города Бишкека» и «О порядке исчисления и уплаты сбора за парковку автотранспорта на территории города Бишкека» от 29.12.2009 г. № 135 (далее — постановление Бишкекского горкенеша от29.12.2009 г.) с момента вступления в силу Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах?

Ответ. Исследовав законодательную базу по поставленному вопросу, мы приходим к мнению, что постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений «О порядке исчисления и уплаты сбора за вывоз мусора с территории города Бишкека» и 

«О порядке исчисления и уплаты сбора за парковку автотранспорта на территории города Бишкека» от 29.12.2009 г. № 135 прекращает свое действие в связи с введением в действие Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах.

Наше мнение по данному вопросу основывается на том, что законодательство Кыргызской Республики четко устанавливает требования к вопросу действия нормативных правовых актов.

В частности, согласно статье 9 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» (далее — закон о НПА), нормативные правовые акты действуют на всей территории Кыргызской Республики со дня вступления их в силу и подлежат исполнению, а нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории со дня вступления их в силу и подлежат исполнению.

В этом же законе установлены случаи, когда нормативный правовой акт прекращает свое действие и данные случаи не подлежат расширительному толкованию.

Так, согласно пункту 1 статьи 10 закона о НПА, одним из случаев, когда нормативный правовой акт (структурный элемент) прекращает свое действие, является принятие нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее принятого нормативного правового акта (структурного элемента) или который поглощает нормативный правовой акт (структурный элемент).

В пункте 4 статьи 17 закона о НПА определено: в связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу все акты той же или меньшей юридической силы или их структурные элементы, если они противоречат включенным в новый акт нормативным правовым предписаниям, либо поглощены им, либо фактически утратили свое значение.

Следует также отметить, что нормативные правовые акты имеют свою степень иерархии, согласно которой кодекс, под которым понимается нормативный правовой акт, обеспечивающий системное регулирование однородных общественных отношений, является актом более высокого уровня, чем закон или постановление правительства, включая постановление представительного органа местного самоуправления. Поэтому нормативный правовой акт не должен противоречить нормативному правовому акту, имеющему по сравнению с ним более высокую юридическую силу, что прописано в статье 6 закона о НПА.

10 августа 2018 года был принят Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах, который введен в действие на территории КР с 1 января 2019-го. Со дня введения в действие кодекса признан утратившим силу Закон Кыргызской Республики "О неналоговых платежах" от 14 апреля 1994 года № 1480-XII.

Положением «О порядке исчисления и уплаты сбора за вывоз мусора с территории города Бишкека», утвержденным постановлением Бишкекского городского кенеша от 29.12.2009 г. № 135, принятым согласно пункту 1.1 данного положения во исполнение Закона

"О неналоговых платежах", были установлены нормы, кто является плательщиком сбора за вывоз мусора, ставки сбора, порядок исчисления и уплаты сбора, сроки уплаты сбора и другие вопросы.

Однако статьи 73-76 Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах устанавливают иные требования к тому, кто является плательщиком сбора за вывоз мусора, а также порядок его уплаты.

Также важно отметить, что при отсутствии отсылочной нормы в главе 24 Кодекса о неналоговых доходах правительство Кыргызской Республики своим постановлением от 31 декабря 2018 года № 662 утвердило новые формы расчета по сбору за вывоз мусора с территории населенных пунктов, что неправомерно с точки зрения буквы закона, в частности, требований закона о НПА, но оправданно с точки зрения установления единых правил по отчетности, представляемой плательщиками этого сбора.

Ниже представлено краткое сравнение статей ранее действующего Закона Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» и Кодекса о неналоговых доходах по сбору за вывоз мусора населенных пунктов.

Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах», утративший силу Кодекс Кыргызской Республики «О неналоговых доходах», вступивший в силу с 1 января 2019 года Комментарии

Статья 12-1. Сбор за вывоз мусора с территорий населенных пунктов

1. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица (владельцы строений).

2. Размер ставки сбора определяется решением местного кенеша по предложению его исполнительного органа с учетом закрепленной площади и численности работающих на предприятии (для юридических лиц), размера строений, числа жителей дома (для физических лиц), но не более размера расчетного показателя, и уплачивается в соответствующий местный бюджет до 1 апреля текущего года.

Статья 73. Плательщик

Плательщиком сбора за вывоз мусора населенных пунктов является лицо — владелец капитального и/или временного строения.

Статья 74. Порядок введения сбора

Сбор за вывоз мусора населенных пунктов вводится в действие нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Статья 75. Ставка сбора

Величина ставки сбора устанавливается в размере не более одного расчетного показателя на одного проживающего или на один квадратный метр площади строения решением представительного органа местного самоуправления по предложению исполнительного органа местного самоуправления.

Статья 76. Порядок уплаты

...2. Физические и юридические лица — владельцы строений, предназначенных для предпринимательской деятельности, в том числе сдающие строение или его часть в аренду, уплачивают сбор в размере ставки с учетом закрепленной площади и численности работников.

За строения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, сбор вносят организации, предприятия и учреждения, за которыми закреплено такое имущество.

Согласно ч. 3 ст. 16 Кодекса Кыргызской Республики «О неналоговых доходах», налоговые органы были обязаны осуществлять контроль плательщиков по исполнению обязательств по сбору за вывоз мусора населенных пунктов, за исключением физических лиц, являющихся владельцами жилых строений, не используемых в предпринимательской деятельности…

Ранее ставка устанавливалась для числа жителей дома, теперь ставка должна устанавливаться по числу проживающих (в том числе в арендуемых жилых помещениях). Для остальных видов предпринимательской деятельности ставка должна быть установлена на один метр площади строения.

При этом кодекс устанавливает, что ставка за метр площади должна устанавливаться пропорционально численности работников, в том числе по площади, переданной в аренду.

До 2019 года ставка для предпринимательской деятельности была установлена только для юридических лиц и только по числу работников.

До 2019 года отчетность представлялась один раз в год до 1 апреля. С января 2019 года период представления отчетности еще не установлен.

В статье 4 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах» установлено, что «законы Кыргызской Республики и иные нормативные правовые акты, регламентирующие правоотношения, регулируемые Кодексом, действуют в части, не противоречащей Кодексу».

Согласно части 1 статьи 5 Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах, «акты законодательства о неналоговых доходах и другие нормативные правовые акты не должны противоречить настоящему Кодексу».

Таким образом, постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений «О порядке исчисления и уплаты сбора за вывоз мусора с территории города Бишкека» и «О порядке исчисления и уплаты сбора за парковку автотранспорта на территории города Бишкека» от 29.12.2009 г. № 135, по нашему мнению, прекращает свое действие с момента введения в действие Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах в связи с тем, что положения вышеуказанного постановления Бишкекского городского кенеша противоречат статьям и положениям кодекса, которые имеют с точки зрения иерархии нормативных правовых актов более высокую юридическую силу.

В итоге сложилась ситуация, в результате которой налогоплательщики не могут представлять отчетность и уплачивать сбор за вывоз мусора, так как на 2019 год не установлены ставки и срок оплаты. Выходом из данной ситуации видится то, что уполномоченный представительный орган местного самоуправления должен как можно быстрее привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Кодексом Кыргызской Республики о неналоговых доходах.

Дополнительно обращаем внимание на то, что в статье 2-1 Закона Кыргызской Республики от 1 февраля 2001 года № 15 «О защите прав предпринимателей» предусмотрено: основными принципами, обеспечивающими условия осуществления предпринимательской деятельности, являются противоречия, пробелы и неясности законодательства Кыргызской Республики, устанавливающего обязательные требования, и не могут быть использованы органами государственной власти и органами местного самоуправления против субъектов предпринимательства.

ОТ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА

Поскольку не все специалисты придерживаются мнения, изложенного в статье, редакция журнала обратилась от имени ПОО ПНК КР в Министерство финансов Кыргызской Республики, которое является ведомством, определяющим политику по неналоговым платежам. Ниже размещены выдержки из письма Министерства финансов Кыргызской Республики от 21.06. 2019 г. № 25-1-2/7805 на запрос от ПНК КР о сборе за вывоз мусора:

«Согласно нормам статьи 74 Кодекса КР о неналоговых доходах, сбор за вывоз мусора населенных пунктов вводится в действие нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. В соответствии с нормами статьи 30 Закона КР «О нормативных актах Кыргызской Республики» официальное опубликование нормативных актов является обязательным условием вступления их в силу. По состоянию на 20 июня 2019 года в официальных средствах массовой информации постановление Бишкекского городского кенеша о введении на территории города сбора за вывоз мусора еще не опубликовано.

Ранее в соответствии с законами Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» и «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» сбор за вывоз мусора на территории Бишкека был введен постановлением Бишкекского городского кенеша от 29 декабря 2009 г. № 135.

В соответствии со статьей 2 Закона «О введении в действие Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах» Закон «О неналоговых платежах» утратил силу с 1 января 2019 года.

Согласно нормам части 5 статьи 10 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», при отмене действия или признании утратившим силу нормативного правового акта или его структурного элемента, имеющего более высокую юридическую силу, нормативные правовые акты или их структурные элементы, основанные на отменяемом или признаваемом утратившим силу акте, также прекращают свое действие, если иное не предусмотрено в акте об отмене или о признании утратившим силу. Следует отметить, что Законом «О введении в действие Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах» иное не было предусмотрено.

Таким образом, в настоящее время нет нормативного правового акта Бишкекского городского кенеша, вводящего сбор за вывоз мусора.

Исходя из вышеизложенного, министерство считает, что требования органов налоговой службы о представлении субьектами, расположенными на территории Бишкека, отчета о сборе за вывоз мусора и его оплате являются необоснованными».

Таким образом, ответ на данный вопрос полностью поддерживается позицией Министерства финансов Кыргызской Республики.

Вы можете оформить подписку на журнал оставив заявку здесь 

   

Подписаться на новости  

   

nalogr

   
   
© ОО «Палата налоговых консультантов». Все права защищены.