Облако тегов  

   
   

Курс валют  

Курсы валют Кыргызстана по отношению к сому

   

Партнеры  

   

Обзор изменений и дополнений в НК КР читаем в журнале "Налоги и Право" № 4 за 2019 год

В течение 2018-го и в первые месяцы 2019 года вступили в силу 11 законов Кыргызской Республики, которые внесли следующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс (далее — НК КР).

Закон (далее — Закон КР) «О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 2 апреля 2018 года № 35 был принят по инициативе банковского сектора в целях ускорения процессов цифровизации банковских услуг, а также безналичных расчетов. Данный Закон продлил до 2023 года освобождение от уплаты НДС на импорт банковского оборудования, в частности банкоматов, POS-терминалов, платежных терминалов и банковских киосков, действовавших с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017-го.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам внедрения электронной системы фискализации налоговых процедур» от 13 апреля 2018 года № 39 приняли в целях гармонизации законодательной базы для внедрения электронных систем администрирования налогов в ЕАЭС.

Документ направлен на обеспечение полноценного перехода на электронный формат процедур представления налоговой отчетности и механизмов прослеживаемости товаров на основе методов их дистанционного контроля посредством внедрения электронных счетов-фактур, маркировки товаров, ККМ-онлайн. В связи с этим введены как новые понятия, так и новые механизмы администрирования налогов в ЕАЭС.

В целях перехода на применение электронных документов, включая электронные счета-фактуры, введены нормы, регулирующие их применение. В рамках делегированных полномочий правительство Кыргызской Республики (далее — ПКР) постановлением от 12 декабря 2018 года № 580 утвердило:

- Положение о порядке представления налоговой отчетности в виде электронного документа;

- Порядок и сроки перехода на представление налоговой отчетности в виде электронного документа.

Также ПКР постановлением от 29 июня 2018 года № 306 «О мерах по реализации статей 156-1 и 282 Налогового кодекса Кыргызской Республики» установило, что:

  1. случаем невозможности оформления счета-фактуры в виде электронного документа является период разработки и внедрения информационной системы электронных счетов-фактур, в течение которого налогоплательщик НДС вправе оформлять счет-фактуру по форме и в порядке, утвержденных постановлением ПКР от 4 ноября 2016 года № 569, то есть применять серии и номера, присвоенные налоговым органом по месту его налоговой регистрации;

2) 1 января 2020 года является датой внедрения информационной системы электронных счетов-фактур.

Это означает, что фактическое применение электронных счетов-фактур предполагается с 1 января 2020 года. При этом в случае отсрочки данной даты будет соответственно отсрочено и применение электронных счетов-фактур.

Обращаем внимание на постановление ПКР от 15 апреля 2019 года № 161, которым поручено налоговой службе реализовать с 1 июля 2019 года по 1 января 2020-го пилотный проект по применению счетов-фактур в виде электронного документа.

Рассматриваемым законом введено понятие «маркировка товаров». Следует упомянуть, что законом КР от 19 февраля 2019 года № 27 ратифицировано  Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. В целях его реализации 7 марта 2019 года на общественное обсуждение были вынесены проекты постановлений правительства «О порядке маркировки отдельных товаров средствами цифровой идентификации в Кыргызской Республике» и «О маркировке товаров в Кыргызской Республике».  

Этим же законом установлены нормы, регулирующие внедрение ККМ с функцией передачи информации в налоговую службу в режиме реального времени. При этом для облегчения финансового бремени налогоплательщика ему предоставлено право уменьшить сумму налога на прибыль на сумму расходов на приобретение ККМ или устройство передачи фискальных данных в размере, не превышающем 100-кратного расчетного показателя. Условием пользования данным правом является соблюдение налогоплательщиком требований НК КР к использованию ККМ. При этом отмечаем, что данная норма до сих пор не реализована в соответствующих формах Единой налоговой декларации, что затрудняет ее применение. Также данным законом:

  1. конкретизирован срок хранения налогоплательщиком документов на бумажном и электронном носителях, подтверждающих учет и исполнение налогового обязательства, в течение шести лет;
  2. срок исковой давности по налоговому обязательству налогоплательщика, уплачивающего налог на основе добровольного патента, определен в 3 года, тогда как по налогоплательщикам, уплачивающим налоги по другим налоговым режимам, остался прежний срок — 6 лет;
  3. введены нормы, регулирующие электронный патент. В рамках реализации данных норм правительство постановлением от 27 июня 2018 года № 304 утвердило Временный порядок выдачи добровольного, обязательного патента и патента на наемного работника, занятого в сфере деятельности, подлежащей обязательному патентированию, в виде документа в электронном формате (электронный патент).

На наш взгляд, заслуживают особого внимания и изучения нижеследующие проекты решения ПКР, разработанные в рамках внедрения электронной системы фискализации налоговых процедур и вынесенные в течение последних трех месяцев на общественное обсуждение:

  1. распоряжение, утверждающее Временный порядок проведения стимулирующей акции «Требуй кассовый чек, выиграй деньги», — вынесено на общественное обсуждение 27 февраля 2019 года;
  2. постановление, утверждающее типовую унифицированную форму первичной учетной документации № ОП-5 «Закупочный акт», Информации о приобретенных товарах по закупочным актам и Порядок ее заполнения и представления в налоговый орган, — вынесено на общественное обсуждение 26 марта 2019 года;
  3. постановление «О пилотном (экспериментальном) проекте по применению виртуальных контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме реального времени» — вынесено на общественное обсуждение 4 апреля 2019 года.

По инициативе депутатов ЖК КР расширены льготы по предоставлению социального вычета в части образования. Так, Законом «О внесении изменения в НК КР» от 21 мая 2018 года № 50 относительно социального вычета из налоговой базы подоходного налога:

  1. повышен размер ограничения до 25 % для налогоплательщиков, имеющих трех и более иждивенцев;
  2. предоставлено право налогоплательщику учесть в сумме разрешенного социального вычета, кроме оплаты в адрес организации образования Кыргызской Республики, имеющей лицензию уполномоченного государственного органа, также оплату, произведенную в адрес попечительского совета учреждения образования.

Данные изменения влекут за собой изменение отдельных форм Единой налоговой декларации и порядков их заполнения, утвержденных соответствующими постановлениями правительства страны. Однако по состоянию на 1 апреля текущего года такие изменения не нашли отражения в вышеуказанных действующих на сегодняшний день документах.

В целях решения проблемы повышения экспортного потенциала республики на основе преодоления мелкотоварности сельскохозяйственного производства принят ряд изменений, предоставляющих системные льготы сельскохозяйственным кооперативам, машинно-тракторным станциям и торгово-логистическим центрам сельскохозяйственного назначения. Так, Законом «О внесении изменений в НК КР» от 4 августа 2018 года № 86 установлено освобождение:

1) сельскохозяйственного кооператива, машинно-тракторной станции и торгово-логистического центра сельскохозяйственного назначения от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, а также от налога на добавленную стоимость при импорте на территорию Кыргызской Республики основных средств, указанных в части 1 статьи 259 НК КР, без учета ограничения стоимости, предусмотренного частью 6 этой же статьи НК КР;

2) сельскохозяйственного кооператива и машинно-тракторной станции от уплаты налога с продаж.

Кроме этого, сельскохозяйственные кооперативы и торгово-логистические центры сельскохозяйственного назначения:

1) могут как налоговые агенты удерживать и уплачивать с заработной платы наемных работников фиксированную сумму подоходного налога на каждого наемного работника, исчисленную исходя из минимального расчетного дохода, определяемого в соответствии со статьей 163 НК КР;

2) освобождены от уплаты налога на имущество в размере 50 процентов по зданиям, помещениям и сооружениям, находящимся в их собственности или во временном пользовании, используемые в целях их основной деятельности. При этом размер коэффициента коммерческого использования, применяемый для исчисления земельного налога, для зданий и сооружений, принадлежащим таким субъектам на праве собственности и используемым в целях их основной деятельности, определен в значении, равном 0,1;

4) имеют право на уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, на 80 процентов, если они являются облагаемыми субъектами, перерабатывающими отечественное сельскохозяйственное сырье по видам деятельности, устанавливаемым ПКР по согласованию с профильным комитетом ЖК КР. При этом по состоянию на 1 апреля текущего года правительство еще не утвердило перечень таких видов деятельности. Соответственно с 24 сентября 2018 года переработчики сельскохозяйственного сырья не имеют возможности воспользоваться данной преференцией.

Следует отметить, что, несмотря на льготы по всем налогам, вряд ли следует ожидать практического решения преодоления мелкотоварности сельскохозяйственного производства без применения аналогичного подхода в отношении размера взимаемых страховых взносов, поскольку главной причиной нежелания фермерских хозяйств вступать в кооперативы является проблема резкого возрастания не только налоговой нагрузки, но в большей степени нагрузки по социальным платежам при вступлении в кооператив.

Также следует обратить внимание, что данным законом в статью 154 НК КР введено понятие «налоговая политика», которую желательно разрабатывать большинству налогоплательщиков, поскольку данный документ точно определяет методы расчета налоговых показателей для исчисления налогов. В случае отсутствия налоговой политики у налогоплательщика в ходе налоговой проверки могут возникнуть проблемы, к примеру, в части распределения расходов между видами деятельности, в отношении которых предусмотрены различные условия налогообложения.

Кроме того, данным законом решена еще часть назревших вопросов, в частности:

  1. отменена статья 221 НК КР, нормы которой позволяли обложить дважды одни и те же доходы, то есть проценты, выплачиваемые налогоплательщикам — отечественным организациям;
  2. увеличен порог ограничения для принятия решения о возмещении и возврате суммы превышения НДС налоговым органом по суммам до 500 000 сомов в месяц по каждому виду налога в отдельности;
  3. увеличен размер отраслевого (функционального) коэффициента Ко для расчета налога на имущества по:

- автозаправочным станциям — с 1,4 до 1,6;

- санаториям, пансионатам, домам отдыха — с 0,2 до 0,8;

4) предоставлено право на приобретение добровольного патента налогоплательщику — физическому лицу, осуществляющему деятельность на основе добровольного патента, на каждого наемного работника с уплатой налога, исчисленного исходя из минимального расчетного дохода, определяемого в соответствии со статьей 163 Налогового кодекса;

5) установлен запрет на применение режима уплаты налога на основе добровольного патента физическим лицам, осуществляющим импорт товаров, за исключением субъектов швейной и текстильной отраслей.

Следует отметить, что упрощенный порядок возмещения и возврата НДС, а также перечень отдельных облагаемых субъектов и решение об упразднении комиссии по возмещению и возврату НДС по состоянию на 1 апреля 2019 года еще не утверждены правительством страны.

Также по инициативе депутатов ЖК КР приняты:

1) Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 10 декабря 2018 года № 99 в части подоходного налога:

- отнесены к необлагаемым доходам стипендии, выплачиваемые некоммерческими организациями Кыргызской Республики;

- исключен предел необлагаемого размера стипендий, выплачиваемых учащимся и студентам учреждений образования Кыргызской Республики;

- внесены изменения редакционного и уточняющего характера в статьи 95 и 96 НК КР;

2) Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 24 декабря 2018 года № 109, который устанавливает нормы, позволяющие на основе приобретения добровольного патента осуществлять физическому лицу индивидуальную трудовую деятельность без привлечения наемного труда, то есть научную, педагогическую (преподавательскую), творческую и иную деятельность, определяемую ПКР. Таким образом, государственные и муниципальные служащие будут вправе осуществлять указанную выше деятельность на основе добровольного патента, что ранее было запрещено. По состоянию на 1 апреля такие виды деятельности правительством страны еще не определены;

3) Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 4 февраля 2019 года № 23 с налогоплательщиков снята нагрузка относительно заполнения и представления налоговой отчетности по местным налогам, то есть:

- отменено представление налогоплательщиком информационных расчетов по налогу на имущество и земельному налогу;

- установлены нормы, согласно которым налог на объекты имущества 4-й группы уплачивается один раз за налоговый период по аналогии как по объектам 1-3-й групп объектов имущества. Таким образом, передача права собственности на объект имущества 4-й группы не является основанием для повторной уплаты налога на имущество при условии уплаты суммы налога налогоплательщиком. Если при передаче прав собственности на объект имущества 4-й группы налогоплательщик не уплатил налог на имущество за текущий год, то до государственной регистрации или перерегистрации прав сумма налога должна быть внесена в бюджет одной из сторон по согласованию. Последующая государственная регистрация или перерегистрация прав собственности на данный объект имущества в том же году не влечет уплаты налога на имущество.

При этом обращаем особое внимание на вынесенный 11 февраля 2019 года на общественное обсуждение проект постановления ПКР «О внесении изменений в некоторые решения правительства Кыргызской Республики», инициированный для реализации норм рассматриваемого закона. Данный документ, на наш взгляд, содержит нормы, не соответствующие возможностям информационной системы налоговой службы, вызовам времени и тем самым увеличивающие административные нагрузки обеих сторон налоговых правоотношений, то есть налогоплательщиков и органов налоговой службы;

4) Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Земельный кодекс, НК КР, Закон «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории и виды угодий»)» от 7 марта 2019 года № 30 базовые ставки земельного налога за пользование землями без перевода (трансформации) из одного вида в другой устанавливаются по базовым ставкам, предусмотренным частью 1 статьи 337 НК КР, применяемым для базового (указанным в правоустанавливающих документах) вида сельскохозяйственных угодий соответствующего района.

Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 23 января 2019 года № 9:

  1. внесены в пункт 1 части 1 статьи 343 НК КР, в котором перечислены освобожденные от земельного налога земли, изменения, носящие редакционный и уточняющий характер;
  2. также вышеуказанная статья дополнена частью 2, которая определяет, что освобождение от налогообложения, предусмотренное частью 1 статьи 343 НК КР, не распространяется на случаи, когда указанные земли или их часть предоставлены землепользователем в аренду.

В связи с подписанием Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, а также в целях приведения положений отдельных законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в связи с подписанием Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС» от 29 марта 2019 года № 40.

Данным законом внесены изменения в такие законодательные акты страны, как НК КР и нижеследующие законы: «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике», «Об охране озонового слоя», «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», «Об общественном здравоохранении», «Об оружии», «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике», «О ветеринарии», «О Дисциплинарном уставе таможенных органов Кыргызской Республики», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, розничной продажи и потребления алкогольной продукции, тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков», «О свободных экономических зонах», «О таможенном тарифе Кыргызской Республики», «О прохождении службы в таможенных органах Кыргызской Республики», «Об экспортном контроле». Также данным законом признаны утратившими силу законы «Об освобождении товаров от уплаты таможенных пошлин, платежей и сборов, ввозимых для реабилитационных центров, детских домов, домов инвалидов и домов престарелых», «Об антидемпинге», «О защитных мерах».

Отдельные изменения, внесенные в НК КР данным законом, носят редакционный или детализирующий характер. Например, уточнен термин «импорт товаров», разграничены полномочия органов налоговой и таможенной служб в сфере налоговых правоотношений. При этом следует обратить внимание на такое изменение, как определение «места поставки работ, услуг на территории Кыргызской Республики» и перенос его в общую часть НК КР, что означает применение его при определении налоговой базы не только по налогу на добавленную стоимость, но и в отношении налога на прибыль, а также налога с продаж в определенных случаях.  

Вы можете оформить подписку на журнал оставив заявку здесь 

   

Подписаться на новости  

   

nalogr

   
   
© ОО «Палата налоговых консультантов». Все права защищены.