Облако тегов  

   
   

Курс валют  

Курсы валют Кыргызстана по отношению к сому

   

Партнеры  

   

Дискуссия по актуальному вопросу

Т. Ким, член экспертного совета ПОО "ПНК КР",

сертифицированный налоговый консультант (сертификат № 8 от 5 марта 2003 г.), к.э.н.

 

В конце ноября с. г. в экспертном совете ПО "ПНК" состоялась дискуссия относительно включения/невключения суммы компенсации за неиспользованную часть трудового отпуска в базу для исчисления страховых взносов. 

Поводом послужили ответ на данный вопрос, размещенный в 10-м номере журнала «Налоги и право» в рубрике «Горячая линия», а также запросы налогоплательщиков, поступившие по этому поводу.
В процессе обсуждения была рассмотрена цепочка аргументов сторонников «невключения»:
1. Статья 131 Трудового кодекса КР устанавливает, что «часть отпуска, превышающая 14 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией».
2. Статья 12 Закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» определяет, что страховые взносы не начисляются на «субсидии, компенсации, пенсии, пособия и стипендии, выплачиваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики».
3. Ссылка в ответе Социального фонда КР на положения инструкции «О порядке начисления и уплаты страховых взносов по государственному социальному страхованию», утвержденной ПП КР 22 мая 2013 года № 278, в качестве НПА, устанавливающего обязательность уплаты страховых взносов от суммы денежной компенсации за неиспользованную часть отпуска, неправомерна, так как закон имеет приоритет перед постановлением правительства.

Вывод 1. Поскольку денежная компенсация за часть неиспользованного отпуска установлена Трудовым кодексом КР в статье 131, она не подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с нормой части 1 статьи 12 Закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию».

Сторонники альтернативной точки зрения настаивают на другой логике исследования вопроса.
Начать следует с вопроса: является ли денежная компенсация, названная в статье 131 Трудового кодекса, компенсацией, указанной в статье 12 Закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»? Ответ следует из терминов, применяемых в Трудовом кодексе и базовом Законе КР «О государственном социальном страховании», устанавливающем основные принципы и определения, применяемые в отношении государственного социального страхования и взимания страховых взносов.

1. Статья 181 Трудового кодекса КР определяет, что компенсации — это «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законом обязанностей».
2. Статья 2 Закона КР «О государственном социальном страховании» устанавливает определение: «Компенсация — возмещение застрахованному лицу понесенных затрат в случаях, установленных законодательством».
В главе 15 Трудового кодекса КР «Гарантии и компенсации» не предусмотрена денежная компенсация за неиспользованную часть трудового отпуска. То есть с юридической точки зрения денежная компенсация за неиспользованную часть трудового отпуска не является компенсацией, предусмотренной главой 15 ТК КР, несмотря на применение одного и того же слова «компенсация» .
3. Статья 23 Закона КР «О государственном социальном страховании» устанавливает в качестве базы для исчисления страховых взносов «все виды оплаты труда (дохода), выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (в том числе единовременные вознаграждения)…».
Вывод 2.
1. Денежная компенсация за неиспользованную часть трудового отпуска, названная в статье 131 Трудового кодекса:
1) не является компенсацией, выплачиваемой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и указанной в статье 12 Закона КР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»;
2) не устанавливается данной статьей, а ограничивает работодателя в праве уплатить компенсацию за неиспользованную часть трудового отпуска сроком, превышающим 14 дней отпуска, тем самым устанавливая гарантию для работника на использование отпуска в течение срока не менее 14 дней;
3) является выплатой «стимулирующего и компенсирующего характера» в соответствии с определением базы для начисления страховых взносов, установленной частью 1 статьи 23 Закона КР «О государственном социальном страховании», а также определением термина «заработная плата — вознаграждение (возмещение) за труд в зависимости от сложности, количества, качества и условий, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера», устанавливаемого статьей 151 Трудового кодекса КР.
2. Вывод сторонников первой точки зрения о неправомерности применения положений инструкции «О порядке начисления и уплаты страховых взносов по государственному социальному страхованию», утвержденной ПП КР 22 мая 2013 года № 278, в качестве НПА, устанавливающего обязательность уплаты страховых взносов от суммы денежной компенсации за неиспользованную часть отпуска, несостоятелен, поскольку часть 2 статьи 23 Закона КР «О государственном социальном страховании» прямо устанавливает, что «...2. Перечень видов оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утверждается Правительством Кыргызской Республики».
При этом экспертный совет отмечает, что юридическая техника исполнения как Трудового кодекса КР, так и законодательства о государственном социальном страховании в части исследуемого правоотношения является крайне неудовлетворительной, в частности:
1. Слово «компенсация» в указанных НПА применяется как в его бытовом понимании, так и в качестве и значении термина, установленного законодательством о труде и государственном социальном страховании, что приводит к непониманию сути и условий применения термина.
2. Отсутствует определение термина «выплаты стимулирующего и компенсационного характера».
3. Термин «затраты», применяемый в определении термина «компенсация», нуждается в уточнении, какого рода затраты подразумеваются — финансовые, материальные, трудовые?
4. Норма части 2 статьи 23 Закона КР «О государственном социальном страховании», что «перечень видов оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утверждается правительством Кыргызской Республики», требует соотнесения с содержанием статьи 12 Закона КР «О тарифах страховых взносов», а также подробной детализации. Перечень как таковой отсутствует.
5. В отличие от налогового законодательства, в законодательстве о социальном страховании отсутствует норма, в чью пользу разрешается конфликт интересов в случае наличия противоречий и неясностей в законодательстве.
При этом отдельные участники дискуссии указали, что в соответствии с Законом КР «О защите прав предпринимателей» в статье 2-1 указано, что «основными принципами, обеспечивающими условия осуществления предпринимательской деятельности, являются:
- презумпция добросовестности субъектов предпринимательства;
- противоречия, пробелы и неясности законодательства Кыргызской Республики, устанавливающего обязательные требования, не могут быть использованы органами государственной власти и органами местного самоуправления против субъектов предпринимательства».
Однако у данного довода есть и ограничения. Следует учесть, что в Конституции Кыргызской Республики Социальный фонд не упоминается ни как орган исполнительный государственной власти, ни как орган местного самоуправления. Он не упоминается вообще как таковой, а согласно Закону КР «О Социальном фонде» его статус определен следующим образом: «Социальный фонд Кыргызской Республики (далее — Социальный фонд) является исполнительным органом системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, действующим на принципах самоуправления».
То есть мы получили еще одно доказательство, что законодательство о государственном социальном страховании КР, как и статус Социального фонда как такового, невнятны, требуют компетентных системных решений и существенной доработки.
В связи с этим экспертный совет ПОО "ПНК" рекомендует плательщику страховых взносов оценить обе точки зрения, прийти к самостоятельному выводу и принять решение, какой путь налогового поведения он изберет: рискованный при сниженной сумме оплаты или более высокую сумму оплаты при отсутствии риска.

 

Статья в журнале "Налоги и право", №11 2018г.

   

Подписаться на новости  

   

nalogr

   
   
© ОО «Палата налоговых консультантов». Все права защищены.